Психология межгрупповых отношений

03 ноября 2015
Просмотров: 1186
Оглавление: [скрыть]
  • Основы группы и ее развитие
  • Отношения в группах

Психология межгрупповых отношений – одно из молодых направлений области психологии в социуме. Уже в конце XIX века многие классики описывали взаимодействия среди людей и анализировали межгрупповую агрессию. Общество будто живой организм, работающий в процессе отношений между его элементами. Взаимоотношения групп становятся основой в социуме и частью культуры сообщества, где каждый сохраняет и развивает себя так, как требуют нормы общества.

Межгрупповые отношения

Основы группы и ее развитие

Малая группа – индивидуальное объединение небольшого процента людей (до 10 человек), которые устойчиво взаимодействуют между собой и уже в течение длительного отрезка времени осуществляют совместные действия. В основе их сотрудничества лежит обоюдный интерес к делу и общая задача для выполнения.
Свойства группы:

Виды малых групп

  1. Действия ее членов и они сами характеризуют всю группу в целом. Выступают и говорят не от себя, а от имени всей группы, говоря “мы”, “наши”, “у нас”.
  2. Элементы лично контактируют, общаются между собой. Таким образом официальное общение превращается в человеческие, непосредственные разговоры.
  3. Вместе с официальным распределением назначений, группа каждому отводит неформальную роль и обязанность в той среде общения.
  4. Подобные объединения бывают формальными и неформальными. Неофициальные группы выделяют как структурные отделения в определенной организации. Характеризуются присутствием руководителя, официальными должностями и ролями, наличием позиций внутри и закрепленными за ними функциями и задачами. Они формируются для выполнения конкретной функции, к примеру, вести бухгалтерию или для решения конкретной задачи, например, группа по разработке определенного проекта. В неформальном объединении между членами развиваются личные отношения, которые основаны на дружеских чувствах, общих интересах, увлечениях. Такие группировки не имеют зарегистрированных сводов правил и норм, но хорошо знают друг друга. Обычно в таких объединениях складывается неофициальное распределение обязанностей, а также возникает свой лидер.

Формирование малых групп проходит ряд таких этапов:

  1. Номинальная группа.
  2. Ассоциация.
  3. Кооператив.
  4. Корпорация.
  5. Коллектив.

Уровни развития коллективаКоллектив – наивысший статус группы в межгрупповых отношениях. А исходя из степени ее развития психологических характеристик, это наивысший уровень психологической и социальной зрелости. Но, прежде всего, коллектив являет собой объединение людей для достижения конкретной социальной цели.

Петровский А.В, анализируя коллектив, выделил концепцию его развития, состоящую из трех слоев. Каждый слой строится за конкретным принципом деятельности между членами. В первом из слоев берут верх, прежде всего, личные контакты; во втором лидирует общая деятельность; а третий слой (ядро группы) реализует отношения на основе единой деятельности, принятой всеми людьми группового общества.

Главная отличительная черта коллектива, по Макаренко, социальная деятельность, которая удовлетворяет потребности общества. Поэтому члены должны отличатся такими качествами, как направленность и целеустремленность.

Психология межгрупповых отношений требует признавать важную роль коллективной деятельности. Потому что она – “толчок” к развитию и образованию как самой группы, так и отношений в ней.

Вернуться к оглавлению

Отношения в группах

Межгрупповые отношения (МО) – это взаимосвязи с людьми, которые субъективно отражаются и объективно выявляются в характере и способе взаимного влияния друг на друга.

МО исследуют с двух ответвлений:

Отношения “по горизонтали”, где между группами нет подчинения. Это связи равноправных элементов, к примеру, взаимодействие между начальниками подразделений.

Горизонтальное распределение труда.

Вертикальное разделение трудаВ каждой организации, если, по крайней мере, вместе сотрудничают 2 человека, работа должна быть разделена между ними. На малых объектах горизонтальные связи четко могут не наблюдаться. Например, владельцы и управляющие ресторана, способны по очереди обслуживать посетителей, принимать гостей или готовить еду. Однако на предприятиях, где осуществляется производство, маркетинг и имеют дело с финансами, нужно выполнять работу слаженно и успешно сотрудничать, избегая конфликтов.

В “горизонтальных” отношениях возможно строить карьеру, перемещаясь с одной области деятельности в другую, либо выполняя временные, высшие по ступени, служебные роли. Также в горизонтальной карьере можно расширять или усложнять задачи, находясь на прежней ступени. Однако данное продвижение временное и не гарантированное.

Вертикальные” отношения. В них присутствуют некоторые иерархии, например, бригада, цех, завод и так далее. В этих связях задействованы как руководители, так и подчиненные.

Вертикальное разделение работы.

Для реализации поставленных целей необходима координация деятельности. Поэтому в организации должна быть четко выделена группа управляющих, которые организуют успешную работу. Вертикальное разделение определяют количеством ступеней власти.Чем больше людей на предприятии, тем больше усилий требуется в их управлении и координации.

https://www.youtube.com/watch?v=pl4xJCA6yig

Вертикальная карьера имеет много общего с понятием деловой, поскольку в этом случае продвижение может быть явно видно. Это подъем на более высокий уровень структурной иерархии. Человек повышается в должности, что отражается на его уровне оплаты труда и на обязанностях.

Психология межгрупповых отношений подразумевает межличностную совместимость, где каждый дополняет друг друга и заинтересован в результате, в процессе деятельности и когда каждый член чувствует себя “на высоте”.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Loading...
КОММЕНТАРИИ