Что делать, если ребенок не слушается

28 сентября 2015
Просмотров: 1226
Текст
Видео
Оглавление: [скрыть]
  • Какие бывают возрастные кризисы у детей
  • Что делать, чтобы ребенок слушался
  • Ваш ребенок - ваше отражение
  • Будьте другом, а не главным
  • Вознаграждайте послушание хорошими словами

Вопрос «Что делат,ь если ребенок вас не слушается?» настигает родителей в определенном возрасте их детей. Обычно это связано с тем, что каждый человек переживает некие «критические периоды», и такие периоды бывают не только у людей, которые уже вошли в социум и ищут там свое пристанище. Они настигают также и наших детей, которые только пытаются это сделать, а наша задача в том, чтобы помочь им.

Капризный ребенок

Этими периодами ни в коем случае не нужно пренебрегать, ведь если вы пропустите что-то, что должно развиться в определенном возрасте, потом это либо никогда не сможете наверстать, либо это будет очень трудно. Именно поэтому психологи называют такие периоды «сенситивными», то есть наиболее оптимальными для развития какого-то качества. Вы должны помнить об этом и не паниковать, когда «ваша кровь» переживает вековой кризис адаптации к другой социальной среде.

Дети — это, конечно, всегда счастье. Но если вы уже решились на это счастье, то должны быть морально готовыми к тому, что дитя нужно воспитывать, и порой это бывает очень и очень нелегко. Поэтому наберитесь терпения и понимая того, что «все мы родом из детства», и все когда-то жили сказками и не всегда позиция родителей совпадала с нашим сказочным представлением о мире.

Какие бывают возрастные кризисы у детей

Агрессия к своему ребенкуПсихологи различают следующие кризисные периоды у ребенка от рождения и до совершеннолетия.

Кризис третьего года жизни. Этот период характеризуется тем, что дитя хочет стать частицей социума, практикует разные сюжетно-ролевые игры, в процессе которых примеряет на себя социальные роли (врача, мамы). В этом возрасте нельзя запрещать ребенку исследовать мир руками, ведь именно на ощупь они сейчас познают мир. Если же вы будете это ограничивать, он будет упертым, непослушным, деспотичным, и позже ему будет трудно общаться и адаптироваться к обществу. Поэтому, если вы говорите «этого не трогать, этого не делать», то тем самим приглушаете развитие. Разрешите постичь малышу мир руками, ведь именно ими дитя в состоянии сейчас познавать.

Кризис младшего школьного возраста (6-7 год жизни). Школьник попадает в новую социальную ситуацию. С одной стороны, он еще в детстве с игрушками, а с другой — он уже ученик. Ваша задача — помочь ему войти в новое социальное положение, не требовать от него слишком многого, потому что именно в этом возрасте у детей формируется зародыш самооценки, и если он не сможет справиться с чем-то своими силами, то уже на этом этапе своей жизни станет нытиком, у которого вечно опущены руки.

Кризис подростка (11-15 лет). Кризис возникает на основе физических изменений. Дети плавно переходят в взрослую жизнь, у них формируется самооценка, чувство взрослости. В этом возрасте нет гармонии между физическим, социальным и половым созреванием. Вы должны помочь ребенку стать взрослыми, отбросить слова «ты же ведь еще маленький, нам лучше знать». Начните доверять ему какие-то взрослые дела — и он научиться быть ответственным, выслушайте его — и он не останется один на один со своими проблемами.

Хорошие родителиКризис старшего школьного возраста (15-17 лет). Наступает из-за неопределенности в жизни. Дети не знают, чем им заняться, какую профессию выбрать. Помогите юноше (или девушке) понять, чего он хочет от жизни, что может, что у него лучше получается. Ни в коем случае не нужно обрывать какие-то начинания и увлечения.

Все эти периоды характеризуются тем, что дети ведут себя на пике непослушания. Но вы должны понять, что это не по их собственной воле, такова природа человека, и именно так проходит процесс адаптации к обществу.

Вернуться к оглавлению

Что делать, чтобы ребенок слушался

Вникните во внутренний мир своего ребенка.

Для начала попробуйте выяснить, какое внутренне состояние у мальчика/девочки, о чем он думает, чего хочет, что у него получается, а что нет. Если вы постоянно даете ему однозначные приказания и даже не пытаетесь выслушать, то он будет чувствовать себя ненужным и нелюбимым.

Обращение к психологуНапример, вы говорите ему: «Нам неинтересно, что ты хочешь, сказано так — сделано так». В таком случае вы притупляете развитие индивидуальности, навязывая ему свой вариант поведения и не даете возможности понять, почему его вариант не годится.

Попробуйте договориться с ребенком. Взгляните со стороны на ваш метод общения. Если дите переживает какой-то возрастной кризис или какую-то внутреннюю борьбу, а вы к нему обращаетесь криком и в приказном тоне, то, естественно, он вас слушаться не будет. Такой тон символизирует вашу власть, невозможность для ребенка сказать свое слово, сделать собственный выбор, что очень унизительно воспринимается взрослеющим человеком. В этой ситуации будет лучше, если вы попробуете договориться так, чтобы он даже и не понял, что частично исполняет ваше желание, а не свое, и его не лишили права делать выбор.

Будьте хорошим примером для своих детей. Если вы хотите добиться формирования какого-то качества у ребенка, то вы должны демонстрировать это качество. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не лгал и слушался, ни в коем случае не давайте ему прочувствовать такие же эмоции со своей стороны. Может быть, вы когда-то нарушили обещание, сказали, что сделаете, а в итоге не сделали — поздравляю, вы научили своего же ребенка лгать и не выполнять обещания.

Вернуться к оглавлению

Ваш ребенок — ваше отражение

Ни в коем случае не проявляйте агрессию к своему ребенку. Не кричите, тем более — не бейте. Ведь потом вас, наверное, удивит, когда ребенок и сам начнет прибегать к этому способу решения проблем в садике, в школе, на улице. Ребенок — это ваше отражение. В конфликтных ситуациях постарайтесь взять себя в руки, высказаться и не просто слушать, а услышать, что говорит ребенок, и попробовать решить проблему спокойно, чтобы он чувствовал, что может положиться на вас, не боялся высказывать свое мнение.

Ребенок должен чувствовать ваше полное принятие его, каким бы он ни был и что бы ни делал

Если у вашего дитя что-то не получается и после этого он начинает психовать, огорчаться, кричать и тому подобное, попробуйте вселить в него уверенность в себе, поднимите его дух, успокойте. Ни в коем случае не давайте ему прочувствовать свое неряшество, неспособность что-то сделать словами «да у тебя никогда ничего нормально не выходит», «да оставь ты это, ты не умеешь». Нужно, наоборот, помочь ему, указать на то, что у него в этом деле получилось хорошо, и помочь в том, что не получилось. Он будет чувствовать поддержку, собственную значимость, будет мотивирован на успех.

Вернуться к оглавлению

Будьте другом, а не главным

Попробуйте стать другом для своего ребенка. Он не должен бояться говорить с вами честно и открыто, ждать осуждения своих мыслей.

Аргументируйте свои высказывания и запреты. Если вы что-нибудь запрещаете своей малышке, то нужно аргументировать этот запрет. Если вы говорите «это нельзя, и точка», то причины, почему нельзя, ребенок никогда не усвоит, и будет искать возможности понять самому, почему нельзя, нарушая запрет.

Вернуться к оглавлению

Вознаграждайте послушание хорошими словами

Ваши просьбы или указания дитя будет выполнять, если вы не забудете после этого поблагодарить его, восхититься тем, что он сделал, послушавшись вас. Например, если вы говорите делать уроки, то когда он выполнил задание, скажите: «Какой же ты молодец! Ты у нас такой понимающий!»

Также не стоит забывать, что у ребенка есть определенные особенности нервной системы. Интроверт он или экстраверт, сильный или слабый у него тип темперамента — выясните это и возьмите на заметку. На детей со слабой нервной системой категорически запрещено кричать, бить их или шлепать. Помогите ему справиться со своей слабостью, прибавьте ему силы, поднимите дух при неудачах. Если же у ребенка сильный тип нервной системы, он экстраверт и холерик, например, то следует учесть и это в воспитании, ибо то, что такие дети не слушаются — это естественно и соответствует их природе. В ситуациях их необъяснимого непослушания, спросите себя, кого вы хотите вырастить — послушного или успешного?

Выясните, что вы делаете не так и почему ребенок не слушается, и исправляйте это. Быть хорошими родителями — это искусство. Успехов и терпения вам!

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ